Найти себя

О чем: 
Хобби, увлечения
Автор: 
Ирина Поволоцкая

На первом курсе факультета ДО учится удивительный человек Ирина Поволоцкая. Она очень плохо видит и почти не слышит. Слепоглухота – одна из самых серьёзных проблем для общения, с помощью которого осуществляется адаптация, развитие и вообще полноценная жизнедеятельность человека. Оказаться отрезанным от мира, изолироваться, замкнуться в себе – как это тяжело... Но к Ирине это не имеет никакого отношения. Она общительна и образована, она состоялась как личность и не только сама легко и изящно решила свои проблемы, но и помогает другим людям, попавшим в беду. Даже представить трудно, что пришлось пережить этому Человеку на пути к победе над недугом. Ирина участвует в работе «Ушер-Форума» и «Эльвиры» – организаций, объединяющих слепоглухих людей. Она устраивает праздники. А еще я узнал, что она талантливый художник.

Что Вы вкладываете в картины?

Если бы это не звучало слишком громко – я бы сказала, что я вкладываю в картины свою душу... Более конкретно – я через рисунок, форму и цвет, через абстрактные и конкретные (зависит от ситуации) образы – передаю свои ощущения от общения с Миром. С людьми. Свое мироощущение.

Чем Вы их заряжаете?

Энергией любви и процветания. Энергией гармонии и доверия. Могу нарисовать что-то достаточно, скажем так, непозитивное. А потом, методом различных манипуляций с цветом и формами – показать это в положительном ракурсе. Именно поэтому люблю компьютер, компьютерная графика дает неограниченные возможности для рисования...

Как может передать свои чувства человек, практически не видящий окружающего мира?

Я все же вижу. Плохо, но вижу. В картинах не так много четких, понятных всем образов (таких, как «дом», «машина» или «чашка»). Я не рисую «букеты на столах» или «домики в деревне»... Мои картины называются – «Земля – наш дом», «Вечерняя медитация», «Откуда приходят мечты» и т.д. Через цвет и форму я передаю то, как я воспринимаю мир в его энергетической составляющей.

То есть Ваши картины – это, прежде всего, абстрактные понятия (чувства, эмоции), или есть и более конкретные образы?

У меня есть такая картина: «Это война» – на голову сжавшейся обнаженной девушки падают огромные булыжники, и кругом пылает огонь. Нет ни пушек, ни взрывов, но – мир рушится, а человечек, простой человечек – перед этим всем беззащитен. Тут и конкретика, и абстракция – все вместе...

Можно ли где-то увидеть Ваши картины – хотя бы в электронном виде?

Насколько я знаю, на факультете собираются сделать постоянную экспозицию, там будут и мои картины... В электронном виде показывать их сложно – из-за больших объемов. А небольшие смотреть на экране тяжело.

У Вас уже были выставки? Где они проходили?

Самая первая моя выставка прошла в Хорватии, название города вспомнить сейчас не могу, и она была стихийная... Сама я там не была, знаю о ней только по словам друзей, которые возили альбом с моими рисунками и показывали там. Вторая была в Москве, однодневная, в одном из районных Домов культуры. Третья – в этом году, в Варне, Болгария. По результатам этой выставки я получила бронзовую медаль и сертификат, поэтому именно эту последнюю выставку считаю своей первой официальной.

Не могли бы Вы немного рассказать о себе?

Немного – это сложно, так как я во многом уже состоявшийся человек... Но попробую. Я плохо вижу и достаточно плохо слышу. Зрение немного восстановилось после операции в раннем детстве, но очки +14 – единственное, что позволяет читать с компьютера. Слух я потеряла в 4 года, когда мне кололи запрещенное позже лекарство. Сейчас могу слышать с мощным слуховым аппаратом, но речь различать мне все-таки очень трудно. Всю жизнь круг моего общения составляли слышащие люди, я привыкла общаться с помощью слов, совершенно не понимаю жесты. Друзья и родные умеют говорить на пальцах – они владеют дактильной азбукой. Мне можно писать печатными буквами на ладони или крупными буквами на бумаге. В этом году, надеюсь, смогу пройти курсы тифлосурдопереводчиков, чтобы научиться понимать жестовый язык, тогда проще будет общаться с глухими людьми.

Где Вы учились раньше и с какими сложностями при этом сталкивались?

Вот мои места учебы – и параллельно рассказ о проблемах и о том, как их решали там.

Школа при НИИД, группа слепоглухих. Там я проучилась с 6 до 9 лет, там создавались специальные условия для обучения.
Загорский детский дом для слепоглухих детей. Три года. Хорошая школа самостоятельной жизни. Но за 3 года я прошла всего 1 класс, третий, да и то не по полной программе. Хорошо, что меня забрали домой... Полтора года я занималась дома, самостоятельно, по учебникам. Смогла наверстать упущенное и сдать проверочные экзамены в 6-й класс. То есть сама, без помощи учителей, просто по книгам, я за полтора года одолела 3 класса.
Школа им. Микаэльяна. Директор, Карп Авдеевич Микаэльян, выделил мне лучших учителей, которые приходили ко мне домой, или я сама приезжала в школу на индивидуальные занятия. Позже я к учителям ездила и домой... С одноклассниками отношения не сложились, мы всегда были чужими. Хотя с двумя девочками я все же дружила, и класс меня уважал за знания.
Политехникум Минсоцобеспечения СССР. Поступила сюда после 8-го класса, решив, что лучше будет кроме образования получить еще и профессию. Училась на архивном отделении, квалификация у меня – архивист. В группе было несколько человек из моей школы, моего же выпуска. Особых проблем в техникуме не было, даже на проф. практике как-то все решалось... Училась на дневном, лекции мы все переписывали у слышащих одногруппников, экзамены сдавала без поблажек.
Поступала в МГУ, на истфак. Училась год на подготовительных курсах, смогла бы пройти и экзамены. Но... Программа того периода была сильно насыщена работами по марксизму-ленинизму, что отнюдь не вдохновляло...
Поступила на факультет Астрологии во ВШКА (Высшая Школа Классической Астрологии). Проучилась там 8 лет, но диплом писала не по астрологии, а по Нумерологии и картам Таро. Имею диплом Мастера Таро и Нумерологии. Там проблем не было, т.к. поступала я туда сама, по своему желанию, и мне было интересно. Пока не было компьютера, все расчеты и чертежи приходилось делать вручную, что сейчас кажется фантастикой. Астрология меня разочаровала практически под конец обучения – поэтому защищать дипломную работу не стала. Училась всегда самостоятельно, получала поощрительные зачеты за лучшие на курсе работы. Мой диплом по Нумерологии и картам Таро также был назван лучшим на курсе.

Я читал совсем немного о Вашей работе со слепоглухими людьми в «Ушер-Форуме». Вы – состоявшийся, самостоятельный человек, много помогаете людям. А почему Вы решили поступить в МГППУ?

Меня всегда интересовала психология. И так сложилось, что практически всегда я «работала» с людьми – выслушивала, помогала разобраться с проблемами, подсказывала, где выход. Много читала по психологии личностного роста и вообще по психологическому консультированию. А в ВШКА были еще и специальные семинары по консультированию, и нужно было проводить тренировочные консультации при преподавателе. Справлялась... Точно так же и с Таро — я училась общаться с совершенно незнакомыми людьми на доступном им языке. Учиться (очно) я не хотела – уже не было желания ездить каждый день в институт, сидеть на лекциях, которые, в общем-то, для меня бесполезны: запоминать столько информации даже с самым лучшим переводчиком – нереально, а переписывать – слишком тяжело, а когда все учить? Когда читать книги? Вечернее мне не подходило еще больше – я очень не люблю ездить одна вечером – специфика зрения, очень плохо вижу при фонарях. А заочного обучения не было... Именно поэтому так обрадовало сообщение С.А. Сироткина о том, что в МГППУ появился факультет дистанционного обучения. Все препоны, которые возникли в период поступления, удалось преодолеть, и вот – я первокурсница.

Чем думаете заниматься после окончания университета?

Думаю, что буду консультировать – уже как профессиональный психолог (используя и тот опыт, что уже имею). Очень интересует психотерапия, символдрама, сновидения, нейропрограммирование... Но я только начала учиться, возможно, что в процессе учебы появится и что-то еще... Хочу идти в аспирантуру, хочу даже докторскую в будущем защищать – мне это интересно!

И наконец, что Вы можете посоветовать (или пожелать) первокурсникам факультета ДО?

Я бы посоветовала сразу учиться самодисциплине. Потому что когда нет необходимости каждый день готовиться к занятиям – студент расслабляется, а потом, перед самыми зачетами-экзаменами – начинается гонка, которая совершенно не полезна для здоровья. Хочу пожелать уверенности в себе, в своих силах. Ну и – интересной учебы, творческой самореализации, психология – очень интересная наука, и очень перспективные направления есть, так что – можно найти себя, самое главное – учиться с интересом, и активно! Как мы видим, Ирина уже получила прекрасное образование, она закончила целый ряд учебных заведений и отнюдь не изолирована от общества. Ирина не только превосходно адаптировалась в нем, но и помогает адаптироваться другим. Рядом с такими людьми понимаешь, как много может мужественный человек. И наши жалобы на неразрешимые проблемы чаще всего являются просто проявлением слабости и жалости к себе.

Интервью у Ирины специально для факультета дистанционного обучения взял студент первого курса, тоже очень талантливый молодой человек – Денис Дзукаев.

Куратор группы лиц с ограниченными возможностями здоровья Извольская Александра Андреевна

Вход в систему

 
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.