Понятийно-терминологический словарь

Понятийно-терминологический словарь, предназначенный для более осознанного и полного усвоения студентами изучаемого материала, входит в состав всех разработанных в течение ряда лет на факультете ДО электронных учебников по базовым психологическим и смежным с ними дисциплинам.

Все

Комплексное исследование – научное исследование, направленное на изучение многих параметров изучаемой реальности.

из словаря к дисциплине Методологические основы психологии (6 семестр)

Номотетическое исследование – исследование, ориентированное на открытие общих законов, справедливых для любого частного случая. Основные структуры и процессы раскрываются с помощью экспериментальных процедур. В психологии ограниченность Н.и. проявляется в том, что на его основе можно открыть общие законы, но, зная эти законы, невозможно составить достаточно полное представление о личности, поскольку каждая личность уникальна. Противопоставляется идиографическому исследованию.

из словаря к дисциплине Методологические основы психологии (6 семестр)

Ноосфера – (от греч. nоos – разум и сфера) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. Понятие "Н." введено французскими учёными Э. Лепруа и П. Тейяром де Шарденом (1927). В.И. Вернадский развил представление о Н. как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

из словаря к дисциплине Методологические основы психологии (6 семестр)

Подход -
1)вид теоретического знания, конструктивный принцип в науке или практике, зафиксированный в теоретических схемах и системах понятий;
2) комплекс структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. В более широком смысле, вся наука представляет собой особый П. к миру, базовой парадигмой которого являются развернутые представления о природе, или онтология природы. В самой науке возникали, конкурировали между собой и исчезали самостоятельные надпредметные П. (механицизм, позитивизм), предпринимались попытки распространить дисциплинарные и предметные П. на науку в целом (физикализм, социологизм, психологизм, биологизм).

из словаря к дисциплине Методологические основы психологии (6 семестр)

Редукция – логико-методологический прием, заключающийся в сведении с целью упрощения одного явления к другому, одной задачи или проблемы к другой.

из словаря к дисциплине Методологические основы психологии (6 семестр)

Субъектность – (от лат. subjectum – подлежащее) свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, "быть субъектом" – значит быть носителем идеи Я, а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого (causa sui). Потребность человека выступить перед собой, испытать себя в своей первопричинности по отношению к миру, в конечном счете, обосновать перед собой тождество "Я = Мир", образует глубинный источник его надситуативной активности. С. человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании как тенденция к самовоспроизводству. Из этого прежде всего следует, что, во-первых, С. необходимым образом выступает в актах целеполагания (воспроизводство предполагает наличие постоянно обновляющегося "образа-эталона", направляющего процесс воссоздания сущего); далее, что С. подразумевает свободу (в конечном счете именно сам индивид, а не кто-то другой "за него", осуществляет воспроизводство, направляет этот процесс и указывает на его завершение); наконец, что С. немыслима вне развития (индивиду приходится действовать в сложной, непредсказуемой, изменчивой среде и по этой причине воспроизводству подлежат новые, обозначившиеся на предшествующем шаге, способы воспроизводства). Человек обнаруживает перед собой свою С., подвергая испытаниям собственную способность быть причиной себя, что образует основу активной неадаптивности.

из словаря к дисциплине Методологические основы психологии (6 семестр)

Homo habilis ("Человек умелый") – "мелкий" вариант ранних Homo (по сравнению с H. rudolfensis). Описан в 1964 г. по сенсационной находке из ущелья Олдувай в Танзании. Позже аналогичные находки были сделаны в Кооби-Фора, Сварткрансе и других местонахождениях Восточной и Южной Африки. Назван умелым, поскольку рядом найдены каменные орудия олдувайской культуры. Отличается от "Человека рудольфского" меньшим размером мозга (500–640 см3) и меньшими челюстями и зубами. Рост составлял 1,0–1,5 м, вес – около 30–50 кг.

из словаря к дисциплине Антропология (1 семестр)

Homo rudolfensis ("Человек рудольфский") – "крупный" вариант ранних Homo (по сравнению с H. habilis). Описан в 1978 г. по черепу KNM-ER 1470 из Кооби-Фора в Эфиопии. Сейчас известны десятки останков представителей этого вида. Найдена также нижняя челюсть в Малави, между Восточной и Южной частями Африки. Отличается от "Человека умелого" несколько большим объемом мозга (до 750 см3), но одновременно массивными челюстями и крупными зубами. Рост 1,5– 1,8 м, вес 45– 80 кг.

из словаря к дисциплине Антропология (1 семестр)

IQ – (Intelligence quotient) количественный показатель, указывающий на общий уровень развития интеллекта индивида. Формула расчета коэффициента IQ была предложена В. Штерном, вскрывшим существенный недостаток процедуры вычисления показателя умственного возраста по шкале Бине – Симона. Недостаток заключался в том, что одна и та же разность для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Так, например, разница в 1 год между умственным и паспортным возрастом у ребенка 3-х лет имеет совсем иное значение, чем у подростка 13 лет. Чтобы устранить этот недостаток, Штерн стал определять не абсолютную меру интеллекта – разность, а относительную, т.е. частное, получаемое при делении показателя умственного возраста на хронологический.
Среднее значение IQ составляет 100 единиц, стандартное отклонение (сигма) на шкале IQ равно 16 (в некоторых тестах – 15).

из словаря к дисциплине Одаренный ребенок (7 семестр)

Rhesus(Rh) (Резус-фактор) – группа крови человека. Антиген Rh содержится в эритроцитах примерно 85% людей (а также у обезьян Macacus rhesus, отсюда название). Впервые был обнаружен в 1940 г. австрийскими учеными К. Ландштейнером и А. Винером. Кровь людей, эритроциты которых содержат Rh, называется резус-положительной. Резус-фактор передается по наследству как доминантный признак и не меняется в течение всей жизни. Учет его, как и группы крови, является обязательным при переливании крови. Наиболее опасен неучет этого свойства при переливании крови во время беременности (гибель плода).

из словаря к дисциплине Антропология (1 семестр)

Абазия - утрата способности ходить, связанная с расстройствами равновесия тела или нарушениями двигательных функций нижних конечностей, при сохранной способности совершать движения достаточной силы и объема в положении лежа.

из словаря к дисциплине Психофизиология (3 семестр)

Абашевская культура – археологическая культура бронзового века 2-й половины 2-го тыс. до н. э. на территории современной Воронежской области, Марийской, Чувашской и Башкирской АССР. Впервые курганы Абашевской культуры исследованы в 1925 у села Абашева в Чувашии В.Ф. Смолиным. В курганах открыты захоронения с орнаментированной глиняной посудой, медными и серебряными украшениями. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте, скотоводстве и земледелии, а клады медных орудий – о значительном развитии металлургии. Места поселений А. к. найдены лишь в Приуралье.

из словаря к дисциплине Антропология (1 семестр)

Абдоминальный - относящийся к животу, брюшной.

из словаря к дисциплине Психофизиология (3 семестр)

Абдоминальный конституциональный тип – (от лат. abdomen – брюшко) тип сложения в конституциональной схеме В. Штефко и А. Островского для детей. Он же называется "крестьянским", поскольку был очень распространен среди сельских популяций России на момент создания схемы. Дети этого типа имеют небольшую грудную клетку, умеренное развитие жирового слоя и при этом очень большой живот. В настоящее время встречается в основном у жителей Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Объясняется его возникновение питанием преимущественно растительной пищей. Пищеварительный тракт при этом развивается значительно, а жир не накапливается, поскольку растительная пища очень низкокалорийна.

из словаря к дисциплине Антропология (1 семестр)

Абдуктор – (от лат. abducere – отводить) в анатомии отводящая мышца (соответственно абдукция – отведение конечности кнаружи относительно средней линии тела). Противоположные термины – аддуктор и аддукция – то есть приводящая мышца и приведение конечности.

из словаря к дисциплине Антропология (1 семестр)

Абиотическая среда - неживое физическое и химическое окружение живых организмов. Эту среду составляют природные условия, происхождение которых непосредственно не связано с жизнедеятельностью живущих в ней организмов.

из словаря к дисциплине История психологии (5 семестр)

Аборигенная группа – (от лат. ab origen – от начала) группа населения (популяция человека), в течение нескольких поколений проживающая в данной местности (данный ареал).

из словаря к дисциплине Антропология (1 семестр)

Аборигенный – (от лат. ab origen – от начала) местный, длительное время проживающий в данной местности.

из словаря к дисциплине Антропология (1 семестр)

Аборигены – (от лат. ab origine от начала) коренные обитатели страны, в противоположность прибывшим поселенцам. Название соответствует древнегреческому названию автохтоны (autochthones). Согласно древнеримским преданиям, так называлось древнее племя, жившее в Лации у подножия Апеннин.

из словаря к дисциплине Антропология (1 семестр)

Абсолютная монархия - (абсолютизм), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.

из словаря к дисциплине История психологии (5 семестр)

Абсолютные методы датирования – класс методов получения абсолютной (в годах) даты того или иного археологического (например, погребение), геологического (геологический слой) или палеоантропологического (ископаемые останки) объекта. В основном основаны на закономерностях изменения химических элементов со временем, но есть и иные – биологические и геологические.

из словаря к дисциплине Антропология (1 семестр)

Абсолютный возраст – в зависимости от контекста: 1) в биологии – человека возраст, рассчитанный в годах (месяцах и т.п.) с момента рождения (другое название – паспортный возраст); понятие введено как противоположность биологического возраста; 2) в геологии и археологии – точная датировка объекта, полученная на основании какого-либо метода абсолютного датирования и представленная в годах с соответствующим интервалом поправки; как противоположность относительной датировки (т.е. указания эпохи и т.п.).

из словаря к дисциплине Антропология (1 семестр)

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

из словаря к дисциплине Зоопсихология и сравнительная психология (2 семестр)

Абстрактное мышление - мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и самостоятельное свойство является абстракцией обобщения и образования понятий. Выделение содержательных, обладающих относительной самостоятельностью, абстракцией соответствует теоретическому мышлению, способному к созданию рационалистических схем, тогда как формальные абстракции вычленяют свойства предмета, не существующие сами по себе и независимо от него, и соответствуют эмпирическому уровню.

из словаря к дисциплине Зоопсихология и сравнительная психология (2 семестр)

Абстрактное мышление - мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и самостоятельное свойство является абстракцией обобщения и образования понятий. Выделение содержательных, обладающих относительной самостоятельностью, абстракцией соответствует теоретическому мышлению, способному к созданию рационалистических схем, тогда как формальные абстракции вычленяют свойства предмета, не существующие сами по себе и независимо от него, и соответствуют эмпирическому уровню.

из словаря к дисциплине Зоопсихология и сравнительная психология (2 семестр)

Абстракционизм – (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) направление в искусстве, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Возникло в 10-х гг. XX в., наибольшее распространение получило в середине века. Одна из целей А. – достижение гармонии, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

из словаря к дисциплине Одаренный ребенок (7 семестр)

Абстракция - (от лат. abstractio - отвлечение), одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином "Абстракция". Вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции. Мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

из словаря к дисциплине Зоопсихология и сравнительная психология (2 семестр)

Абулия - патологическая слабость воли, безволие. А. выражается в отсутствии побуждения к деятельности, неспособности принять решение, хотя необходимость ее осознается. А. следует отличать от слабоволия как черты характера.

из словаря к дисциплине Психофизиология (3 семестр)

Аверроизм - направление в западноевропейской философии XIII-XVI вв., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ с отрицанием бессмертия этих душ. Возникло в Парижском университете. Главный представитель - Сигер Брабантский (ок. 1235 - ок. 1282) творчество которого было осуждено католической церковью (1270 и 1277).

из словаря к дисциплине История психологии (5 семестр)

Аверсия - чувство отвращения, антипатии.

из словаря к дисциплине Психофизиология (3 семестр)

Вход в систему

 
Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.